Sunday, March 24, 2013

Иоффе оценил свободу слова в 1 млн. гривен


Иоффе оценил свободу слова в 1 млн. гривен


18.12.2012


По крайней мере, такой вывод можно сделать, изучая материалы дела, связанного с нашумевшим судебным иском нардепа Юлия Иоффе против журналиста и правозащитника Алексея Светикова.

Напомним, что во время предвыборной кампании, 12 февраля 2012 г., на странице сайта Всеукраинской общественной организации «Комитет избирателей Украины» была размещена статья Алексея Светикова под названием «И снова мажоритарка». В этой статье журналист делает предположение о том, что Юлий Иоффе относится к политической группе «Фирташа-Левочкина».

Сей факт настолько оскорбил регионала, что тот решил подать судебный иск на журналиста, и оценил свои душевные страдания и удар по репутации не много – немало в миллион гривен.

Рассуждая по поводу этой ситуации тяжело оставаться серьезным, ведь любой здравомыслящий человек понимает всю её абсурдность. Известный правозащитник Николай Козырев назвал иск «нелепым», и был в этом определении предельно тактичным, ибо лично я бы наделила его эпитетом «маразматичен».

Чтобы не быть такой же голословной, как тот, кто составлял судебный иск против Светикова, попробую проанализировать суть этого гениального документа.

В нем сказано, цитирую: «В указанной статье Ответчик в утвердительной форме безосновательно приводит несправедливые негативные факты. Я не принадлежу к группе «Фирташа-Левочкина» (и существует такая группа вообще?) и осуществляю политическую деятельность независимо от Фирташа и Левочкина. Утверждения Ответчика не соответствуют действительности и наносят ущерб моей чести, достоинству и деловой репутации, потому что показывают меня в качестве политической марионетки какой-то политической группы, которая держит меня «в запасе».

Также Иоффе в своем иске утверждает, что сведения, прозвучавшие в статье Светикова, компрометируют его в глазах граждан, которые негативно относятся к деятельности Фирташа и Левочкина.

В общем «те ж та й по тому». Никакого глубинного анализа материала, постоянная тавтология.

Сам Светиков не остался в долгу и написал «Опровержение» иска, в котором заявил, что требование Иоффе выполнить не может, так как его статья размещена на нескольких десятках всеукраинских и иностранных изданий и сам он не в компетенции удалить её со всех этих источников. А если даже это станет возможным, то подобный акт он расценивает как проявление цензуры, которая, как мы знаем, в Украине запрещена Конституцией. Журналист не отказывается от своего мнения по поводу причастности Иоффе к группе «Фирташа-Левочкина», считая это собственным личным убеждением.

С журналистом солидарны и члены Украинского Хельсинского союза по правам человека. Харьковская правозащитная группа утверждает: «Явная непропорциональность требований по поводу возмещения морального ущерба вызывает опасения, что на самом деле иск подан не с целью защиты чести и достоинства, а для «исправления» критической позиции ответчика на более лояльную». Иск Иоффе, по мнению членов союза, свидетельствует о том, что в Украине увеличивается давление на общество с целью ограничения свободы слова. При этом статью Светикова они считают «обычным дискуссионным материалом, посвященным выборам, который не содержит оскорбительных либо же резких оценок касательно будущих депутатов».

Николай Козырев подтверждает данное мнение: «Украина относится к юрисдикции Европейской конвенции по правам человека, и, следовательно, на территории нашей страны имеют силу правового документа все решения Европейского суда по правам человека. Как раз в решениях этого суда сказано, что публичные люди, в том числе и политики должны быть более толерантны к критическим высказываниям в прессе и к оценочным суждениям. И многие политики этого придерживаются. Посмотрите, что пишут о Януковиче. Но он не подает в суд, так как или сам понимает, или окружения подсказывает, что такой шаг – серьезнейший удар по репутации. А в данном случае был подан совершенно нелепый иск, от политика, прочитавшего предположение журналиста о своей причастности к группе Фирташа-Левочкина. Кстати, Иоффе так и не обосновал, почему упоминание его фамилии вместе с фамилиями двух уважаемых в Украине людей доставило нардепу моральные страдания. Его же не к банде какой-то причислили».

В общем, реальные мотивы подачи данного иска установить трудно. Если это PR Иоффе как политика, то более чем безграмотный, при этом ещё и бросающий тень на всю политическую силу, к которой он принадлежит. Если попытка показать журналистам «кузькину мать», то тоже явно корявая. Способ нажиться за счет иска? Это ещё более смехотворно. Вряд ли его удовлетворят в материальном плане, впрочем, если вспомнить о коррумпированности наших судов, как знать, как знать. Но само его появление наталкивает на размышления по поводу вменяемости истца, ведь даже в самом иске не объясняется, почему, собственно, для него таким болезненным оказалось упоминание своей персоны наряду с именами Фирташа и Левочкина.

На этом пора, пожалуй, заканчивать, а то Политике 2.0 тоже несдобровать - вдруг нашу свободу слова тоже оценят в пару-тройку миллионов. Что делать тогда будем?

Екатерина Лисицына для Политики 2.0

No comments:

Post a Comment